Использование ИКТ-технологий в образовательном пространстве ДОУ

 Использование ИКТ-технологий в образовательном пространстве ДОУ

  (из опыта работы)

       Одним из важнейших требований в системе современного образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Целью образования становится развитие воспитанника как субъекта познавательной деятельности. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок. В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДОУ, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы. Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания, управления ДОУ является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.
     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №239 «Детский сад комбинированного вида» города Кемерово является базовой площадкой для пилотной апробации введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (приказ департамента образования и науки Кемеровской области №561 от 19.03.2014). Опыт работы детский сад представляет по теме «Использование ИКТ-технологий в образовательном пространстве ДОУ».
   Проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ актуальна в течение последних нескольких лет. Ведущие учёные и специалисты в области дошкольного образования (Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» использования ИКТ в дошкольных образовательных организациях. Противники ИКТ говорят о негативном влиянии компьютера на состояние здоровья детей (ухудшение зрения, формирование неправильной осанки). Наш опыт показывает, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
      Информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение,а также использование интернета, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что представляет широкие возможности для коммуникации.В образовательном пространстве нашего ДОУ информационно-коммуникационные технологиииспользуются как средства интерактивного обучения, которые позволяют преодолевать интеллектуальную пассивность, повысить мотивацию, стимулировать познавательную активность детей. Применение данного интерактивного оборудования осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические игры.С детьми такие игры используются преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.
      В детском саду имеется комплекс специализированных обучающе-развивающих программдля детей старшего дошкольного возраста по пяти предметным областям: творческая, изобразительная и познавательная деятельность, развитие элементарных математических представлений, развитие речи. Каждая область представлена комплексным содержанием.
    Например, обучающая программа для развития элементарных математических представленийнаправлена на обучение счета, закрепление знаний о величине, форме, знакомство с геометрическими фигурами, ориентировку в пространстве и во времени. Благодаря этим комплексам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха, помогают закрепить, уточнить конкретное математическое представление, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на поставленной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно.
     Данные программы подсказывают детям, верное или неверное решение они приняли, так как широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении поставленных задач ребенок слышит веселую музыку, либо видит печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на нее. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к обучению.
    Таким образом, преимущества данных образовательных комплексов в том, что они включают в себя средства для образования, воспитания и развития детей, а также позволяют эффективно проводить мониторинг усвоения образовательной программы.
       В соответствии с ФГОС формированию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности помогает учебно-методический комплект «Предшкола нового поколения».Более года наши педагоги активно применяют учебно-методический комплексв образовательной деятельности с детьми с помощью девайсов.
  Девайс – это двухэкранноепанельное устройство индивидуального доступа. В открытом виде он напоминает книгу, содержит систему навигации, понятную ребенку. Все компоненты электронного устройства и размещенный в нем методический инструментарий учитывают возрастные особенности дошкольника, а также современные требования к предшкольной подготовке.
    В нашем детском саду 15 девайсов. Все они сертифицированы и апробированы в соответствии с санитарными нормами и правилами. Занятия с ними ограничены по времени и могут продолжаться не более пяти-десяти минут. Электронная программа включает все основные направления, определенные ФГОС – познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
  «Детям интересно все новое и необычное, поэтому интерактивная работа с девайсами захватывает их внимание полностью – делится опытом работы воспитатель старшей логопедической группы Любодеева И.В. - Мы в нашей группе используем девайсы на занятиях по развитию речи, обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений. Дети считают птиц, старательно выводят цифры, буквы, определяют цвета. Заданий много самых разных. Если выполнять правильно, цвет виртуальных чернил – зеленый, если же нет – красный. Дети сами видят свои ошибки и исправляют их. Еще дети очень любят рисовать вне занятий. Занятия с девайсами повышают самооценку детей и желание учиться в школе».
     Девайсы – это не просто интересная игрушка, но и средство обучения дошкольников и подготовки их к школе. Занятия с использованием девайсов позволяют развивать произвольную моторику пальцев, готовят детей к овладению письмом, развивают координационную деятельность зрительного и моторного аппаратов детского организма. Учебно-методический комплект «Предшкола нового поколения» направлен на воспитание у каждого ребенка положительного отношения к себе и окружающему миру, развитие познавательной и социальной мотивации, инициативности, самостоятельности и нацелен на подготовку дошкольников к освоению универсальными знаниями и на выравнивание стартовых возможностей детей, что является одной из основных целей ФГОС.
   Таким образом, внедрение инноваций в дошкольное образование в будущем обеспечит комфортную адаптацию детей к школе и современным программам.
Следующим ключевым направлением использования ИКТ в образовательном пространстве нашего ДОУ являются виртуальные экскурсии. В ходе работы раскрываются основы виртуальной музейной педагогики, демонстрируются возможности интерактивных средств на примере проведения виртуальных экскурсий в «Русский музей» на базе областного художественного колледжа г.Кемерово.
    Экскурсия в стенах ДОУ имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
• Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.
• Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью ИКТ-технологий.
    При этом освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяется. Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта.
  Важно отметить, что данная форма сотрудничества с Русским музеем возможна при наличии в ДОУ виртуальной студии - помещения, оснащенного специальным мультимедийным оборудованием: ноутбуком (компьютером), проектором, веб-камерой, интерактивной доской, акустической системой. В виртуальной студии среда безопасна, трансформируема, полифункциональна.
    Во время виртуальных экскурсий дети погружаются в особую эстетическую атмосферу, учатся созидать и понимать мир прекрасного, что способствует освоению художественного наследия, здоровому эмоциональному и творческому развитию личности.
 Виртуальные прогулки превращаются в настоящее увлекательнейшее путешествие, так как круговой панорамный обзор создает иллюзию включения в реальную музейную среду. Компьютерные технологии, такие как трехмерное моделирование, панорамная фотосъемка, позволяют познакомиться с коллекциями Русского музея, совершить виртуальные туры по музейным залам, воссоздать утраченные дворцовые интерьеры и даже совершить виртуальное путешествие в пространство картины, которое превращается в увлекательную экскурсию назад во времени. Зная об увлечении подрастающего поколения компьютерными играми, специалисты Русского музея разработали электронную версию популярной настольной игры Puzzle, которая помогает детям лучше запомнить произведения русских художников и развивает в них наблюдательность. Арт-лото "Путешествие в страну живописи" знакомит детей с произведениями живописи XVIII-XX вв. из собрания Русского музея.
    В рамках проекта проводятся не только виртуальные экскурсии, но и мастер-классы, онлайн-уроки.
Мастер-класс (онлайн) дает возможность общения детей с художниками – профессионалами в режиме реального времени. Весь процесс происходит через программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет в Skype. Это живое общение, в ходе которого познаются тонкости и секреты профессионального мастерства. Работа в таком режиме создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Дети получают удовольствие от общения, так как это интересно, необычно и современно.
   Работы детей – это настоящие шедевры. И было бы несправедливо оставлять их без внимания общественности. В г. Кемерово создан виртуальный музей детского изобразительного творчества «МУЗЕОН» - единственный в Сибири и за Уралом виртуальный музей, в котором собраны лучшие детские работы юных художников. Наш детский сад активно сотрудничает с «МУЗЕОНом» и имеет свою страничку в этом виртуальном музее. Творческие работы воспитанников детского сада – самых маленьких художников от 4 до 8 лет, представлены панорамным обзоромв зале «Нарисуй-ка». Дети, родители и педагоги могут в любое время посетить виртуальный музей, полюбоваться картинами и составить общее представление о том, как развивается детское творчество, получить информацию об успехах и достижениях юных художников.
    Учитывая вышеизложенное, есть основания утверждать, что использование ИКТ-технологий способствует повышению качества образовательного процесса, служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений. Открывается новая страница развития подрастающего поколения.